Хождение в страну 5 рек.

Олесь Бенюх и Даршан Сингх

ГАЗЕТНАЯ КАРУСЕЛЬ

 Бедняга, он не туда ходил. Ему нужно было обратиться в посольство США в Новом Дели. После того как индий­ские цензоры на славу поработали с голливудской продукцией, присланной в страну, американские дипломаты склеи­ли все купюры и создали четырехчасовую окрошку, в кото­рой смешали в кучу знаменитые, широко разрекламирован­ные и миллионами долларов застрахованные бедра, бюсты и ножки известнейших кинозвезд.

Но вернемся на собрание журналистов, где потерпел фиаско один из участников путешествия. Хозяин пригла­сил гостей к столу на традиционную чашку чая с индий­скими сладостями и закусками. Ароматный чай, чудесные сладкие, горькие и соленые «сладости» и дружелюбие при­сутствующих заставили Бенюха забыть о своем промахе. Если бы свести в единую подшивку все двадцать газет, представленных за этим столом, получился бы любопыт­нейший, пестрый фолиант. Резкие, порой убийственные взаимные нападки свидетельствуют о том, что редакторы — непримиримые враги, (Еще бы! Ведь за столом сидели представители различных политических партий.) Но конеч­но же, полемику они заперли в редакционных сейфах, а здесь все безмерно добродушны, обмениваются безобид­ными шутками, как старые друзья, встретившиеся после долгой разлуки.

Вот безупречно одетый Вирендра — редактор ежеднев­ной газеты на урду «Пратап». На нем пайджама чуридар, неправдоподобно узкие брюки, белая рубашка и сюртук. Вид у него довольно преуспевающего человека. И, надо сказать, это действительно так. Вирендра принадлежит к одной из старейших состоятельнейших журналистских се­мей Пенджаба. Его отец Махаше Кришан основал «Пра­тап» лет сорок назад. Теперь эта газета издается в Джул-лундуре и Дели. Вирендра — главный редактор джуллуи-дурокого «Пратапа», а его брат Нарандра издает газету в Дели. Сам Кришан уже очень стар; как говорят пенджабцы, он — сухое дерево на берегу реки, но по-прежнему деятелен, и его ежедневные передовицы — гвоздь газеты.

Оба издания поддерживают «Джан Сангх» — реакци­онную, коммуналистскую партию, которая все активнее вы­ступает на политической арене страны. Но делийская га­зета проявляет большую энергию. Джуллундурский же «Пратап» заигрывает с партией Индийский национальный конгресс. Тем более что сам Вирендра представляет эту партию в пенджабском законодательном совете — Верхней палате пенджабского парламента, которая частично назна­чается, а частично избирается.

В освещении международных событий делийское изда­ние руководствуется заветами покойного Даллеса. Возмож­но, рано или поздно Даллес будет предан забвению в собст­венной стране и его «идеи» перестанут влиять на амери­канскую политику. Но трудно сказать, откажется ли делийский «Пратап» от попытки перещеголять самого Даллеса.

Джуллундурский «Пратап» занимает несколько более левую, если можно так сказать о правой газете, позицию. Может быть, благодаря влиянию Вирендры газета робко выступает за умеренное сотрудничество с СССР, продол­жая твердо отстаивать нерушимую дружбу с США.

Вирендра рассказал, что во время Движения за незави­симость он одиннадцать раз сидел в тюрьме. Тюрьма была его университетом, жилищем, в ней выковалось его миро­воззрение. В тюрьме Вирендра получил звание бакалавра и степень магистра. В те времена многие состоятельные молодые люди стремились во что бы то ни стало закончить образование, хотя бы за решеткой. Были даже бизнесмены, которые продолжали руководить работой своих фирм из тюрьмы.

«Пратап»— не единственная газета, которая выходит в двух городах. «Индиан Экспресс», «Стейтсмен», «Тайме оф Индия», «Милан» и многие другие тоже издаются одно­временно в разных местах. Причина отнюдь не в их попу­лярности. Дело объясняется финансовыми соображениями. В Индии существуют подоходный налог, налог с оборота, налог на недвижимое имущество, на собственность и т. д. Все стараются платить как можно меньше, ссылаясь на убытки и откапывая всевозможные лазейки в законе. Не­которые процветающие газеты выпускают второе изда­ние в другом городе, иногда даже убыточное, зато умуд­ряются платить минимальный налог.

Оглавление