Хождение в страну 5 рек.

Олесь Бенюх и Даршан Сингх

СТРАНИЦЫ БОРЬБЫ

 

Дорога звала нас вперед. Но кто-то из друзей посовето­вал нам посмотреть место будущего памятника героям из партии «Гадар», которые в 1914—1915 годах пытались свергнуть британское господство в Индии и пали жертвами в борьбе.

...Большой участок земли, окруженный низкой стеной. Внутри полуразвалившееся заброшенное здание. И тем не менее не побывать здесь — то же самое, что в Амритсаре проехать мимо пропитанной кровью Джалиалавала Багх.

Это место находится в двухстах метрах от центральной автобусной станции Джуллундура, В багряных лучах за­ходящего солнца все окружающее нас казалось иллюстра­цией к эпической поэме. Мы сидели на голой земле — лишь кое-где торчали пучки засохшей травы — и слушали рас­сказ местного жителя. Он говорил про революционеров, в память о которых здесь построят зал, библиотеку, художе­ственную галерею и театр. Рассказ захватил нас.

...Было это в конце XIX— начале XX века. За долгие десятилетия хозяйничанья английских колонизаторов в Пенджабе экономика страны пришла в упадок. Ремеслен­ное производство было разорено, все туже стягивалась петля на шее крестьян. Налоги росли. Голод и горе свили гнездо в сельских хижинах. Крестьяне стали покидать центральные районы Пенджаба. Через Бирму, Малайю, Сингапур, Гонконг, Китай и Филиппины они перебирались в Америку, «землю обетованную». До первой мировой вой­ны там поселилось пятнадцать тысяч индийцев, в основ­ном —- сикхов. Они жили и работали врозь, квалификация у них была низкая и заработки ничтожные. Индийцы и

другие выходцы из Азии подвергались гонениям и расовой дискриминации. В театрах, парках и поездах красовались объявления: «Цветным и собакам вход воспрещен». Амери­канец не садился за один стол с индийцем. Индийцев спра­шивали: «Сколько вас там в Индии? Триста миллионов? И это, не считая скотины?»

Сикхи-бедняки селились главным образом в Калифор­нии, Орегоне и Вашингтоне. Только немногие, например Джавала Сингх, Басакха Сингх, Сансокх Сингх и Сохан Сингх Бхакна, были состоятельными, но и они не забыва­ли о порабощенной родине.

Гнет и притеснения зажгли в груди индийцев огонь борьбы за освобождение. Национальное движение в Ирлан­дии, Китае, Египте помогло раздуть этот огонь в неугаси­мое пламя.

13 марта 1913 года Баба Сохан Сингх Бхакна созвал первую сходку индийцев-эмигрантов. За ней последовал многолюдный митинг в Сан-Франциско. Было решено учре­дить в США Индийскую ассоциацию и выпускать газету под названием «Гадар» («Восстание») на языках урду, хин­ди, маратхи и пенджаби.

Ассоциация ставила своей целью подготовить восстание в Индии и, свергнув колониальный режим, создать нацио­нальную демократию, основанную на свободе, равенстве и активной помощи всем порабощенным народам. По на­званию газеты и ассоциацию стали называть партией «Га­дар» (партией «Восстания»).

Первым президентом ассоциации был Баба Сохан Сингх Бхакна, первым секретарем — Лала Хардаял. За несколько дней в партию вступили пять тысяч человек. В Америке и Канаде возникли семьдесят две первичные организации. Началась активная подготовительная работа. Газета «Га­дар» появилась в Канаде, Малайе, Японии и Аргентине. Она выступала за новые идеи: вместо соперничества — единство. Индийцы завоевали право на уважение. Однако все понимали, что настоящая битва предстоит в Индии. Когда разразилась первая мировая война, партия призва­ла индийцев, живших за границей, вернуться на родину и бороться за свержение английского господства. С трудом заработанные деньги шли на оружие. Люди возвращались на родину.

[1]23
Оглавление