Хождение в страну 5 рек.

Олесь Бенюх и Даршан Сингх

ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА

Снимался документальный фильм о храме. Местная «звез­да», которая, как говорят, отнюдь не славилась монашес­ким образом жизни, тоже принимала участие в съемках.

Сикхов обуяло смертельное негодование. Роль благо­честивого паломника — и вдруг отдана «звезде»! И как она вообще попала в святое место? Ярость верующих обрати­лась на кинооператоров, аппаратуру им пришлось списать по графе «усушки и утряски». Кроме того, их изрядно «ос­корбили действием».

Мы вошли в храм, ведомые гидом, которого предоста­вил в наше распоряжение любезный начальник отдела информации. Это был превосходный гид! Безукоризненная английская речь лилась неудержимым потоком. Просто не­вероятно! Мы решили, что где-то в нашем гиде запрятана магнитофонная пленка, а в отделе информации есть спе­циальный пункт дистанционного управления. Иначе прос­то невозможно объяснить удивительную гладкость и непрерывность его объяснений.

Почему-то приняв Бенюха за стопроцентного христианина, гид начал; объяснять ему религию сикхов с течки зрения христианства. С ловкостью искусного жонглера он оперировал незнакомыми нашим «паломникам» религиоз­ными категориями. Куда там Бенюх, даже Даршан и Гурбакш Сингх, урожденные сикхи, были ошарашены!

Войдя в ворота, мы увидели Золотой храм. Казалось, угасающее солнце льет золото на его купола, а зеркальная поверхность озера по-своему воссоздает это удивительное сооружение.

К храму ведет тропа странников (парикрама), выложенная мраморными плитками различных размеров. Эти плитки принесены в дар сикхами и индуистами, чьи имена, а иногда и адреса высечены на них. За стеной вы­строились маленькие «вспомогательные» храмы, так назы­ваемые бунги. В них служители культа читают' святые пи­сания сикхов.

На полпути слева от тропы странников — проход, ведущий в общественную трапезную (лангар) и к открытым площадкам, на которых проводятся религиозные церемо­ния (девает хан). Трапезные составляют неотъемлемую часть сикхских храмов. Приверженец любой религии может прийти сюда в определенные часы и бесплатно получить пищу. Продукты обычно приносят прихожане. Они же гото­вят еду.

Трапезная представляет собой большой зал, разделен­ный пополам перегородкой, не доходящей до потолка. В одной части зала — кухня. Мы увидели кипящий котел, в котором варились овощи и бобы. Слева от него, образуя круг, сидели не менее двадцати пяти женщин. Они ладонями раскатывали тесто и аккуратно раскладывали лепешки на огромной раскаленной сковородке. В стороне стоял священнослужитель — грантхи — и декламировал религиозные стихи, которые женщины удивительно рит­мично и монотонно повторяли за ним, покачиваясь при этом в такт всем телом.

Участники описываемой сцены, казалось, ничего не за­мечали вокруг себя. Чем-то очень непривычным, непохожим на обыденную жизнь веяло от этой группы. Им никто не приказывал прийти сюда. Они работали, пока хватало сил. Одна уходила, вместо нее приходила новенькая. Рабо­та не останавливалась.

Вторая половина зала была своего рода столовой, только без мебели и посуды. Когда наступает обед, люди прихо­дят и садятся рядами. Обед состоит из одного блюда: не­сколько столовых ложек бобов и лепешки чапати. Еду кла­дут прямо в протянутые руки.

Напротив трапезной расположена монастырская гости­ница, названная именем гуру Рамдаса—основателя Зо­лотого храма. Здесь, не платя ни пайсы, можно прожить два-три дня.

Узкий проход вывел нас к главному святилищу храма, великолепному трехэтажному зданию. Собственно, третье­го этажа нет. Его место занимает золотой купол, окружен­ный позолоченными башенками.

1[2]3
Оглавление