Хождение в страну 5 рек.

Олесь Бенюх и Даршан Сингх

ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА

 

Чоук Ганта Гар — огромная площадь с воротами, веду­щими в Золотой храм. Площадь кишит машинами и тонгами, забита лавчонками. Идет бойкий торг кирпанами, кан­тами и карасами, блестящими искусственными венками, которые приносятся в дар храму, изделиями пенджабских ремесленников и книгами духовного содержания. Закли­нания торговцев, крики ослов, стук тележек и тонг—все сливается в единый бесконечный гул.

Нас встретили у ворот и пригласили в кабинет началь­ника отдела информации храма. Начальник оказался вни­мательным и любезным хозяином.

Он объяснил, как вести себя в храме. Правила поведе­ния сводились к следующему:

а) нельзя входить в храм с непокрытой головой; б) в туфлях; в) иметь при себе табак и сигареты.

Даршан Сингх и Гурбакш Сингх без труда выполнили эти предписания: оба некурящие, как и полагается сикхам.

 В индийских городах названия некоторых улиц связаны с именами лорда Клайва, лорда Керзона, лорда Ирвинга и прочих «светлейших», экспортированных из Англии. Их время кончилось четырнадцать лет назад, однако мраморные и бронзовые статуи бывших английских правителей по-прежнему высятся над многими площади» ми и парками индийских городов. Индийцы последовательно избавляются от этих призраков. Улицам даются новые имена — национальных героев, выдающихся общественных деятелей. Проспект короля и Проспект королевы в Новом Дели были переименованы в Государственный, Правительственный проспекты (Радж патх) и Народный проспект (Джан патх). Статуи чужеземцев без различия полов низвергаются с пьедесталов и отправляются в музейные закоулки. Правительство стремится сохранить лишь па­мятники, имеющие историческую или художественную ценность, и избавиться от тех, которые оскорбляют нацио­нальное достоинство индийцев.

А. что думает по этому поводу простой индиец? Иной раз он берет первый подвернувшийся под руку увесистый предмет, отправляется на «прием» к королям и вице-ко­ролям и начинает операцию по разделке статуй. Так, один парень из Амритсара, приехавший в Дели, лишил носа величественную скульптуру Георга V. Этот памятник стоит перед Триумфальной аркой, известной под названием «Во­рота Индии». По другую сторону арки ежегодно 26 января устраивается красочный парад в честь Дня Республики. Статуя, о которой идет речь, очень высока, но юноша сумел добраться до ее головы. О чем он разговаривал с выу обоих на головах тюрбаны — тоже в соответствии с ре­лигиозным законом. Им пришлось только разуться. Бенюх же вынужден был на время расстаться не только с порт­сигаром, но и с удобными туфлями — самым ценным его достоянием. Затем в течение получаса он пыхтел, пытаясь из носового платка соорудить подобие тюрбана.

Рассказывают про одного сикха, который тайком поку­ривал. Однажды сикх со своим знакомым — англичани­ном— пришел в Золотой храм. Сняв ботинки, сикх не ос­мелился вынуть портсигар. Войдя в храм, он окончательно растерялся и попросил своего спутника взять у него кра­мольную вещь.

«Если найдут портсигар, меня убьют,— сказал он.— Но тебе ничего не сделают, ибо ты иностранец». Англича­нин подумал и ответил: «Можешь положить ко мне в кар­ман. Если его не обнаружат, считай, что тебе повезло. Ес­ли же его найдут, я скажу, кому принадлежит портсигар». Все обошлось, и сигареты спокойно пролежали в кармане. Но сикх дорого поплатился за свой эксперимент — от стра­ха у него поседела борода.

Говоря о правилах, мы забыли упомянуть, что в глав­ное святилище храма нельзя входить с фотоаппаратом. Все­го за несколько дней до нашего приезда здесь произошел из ряда вон выходящий случай —следствие пагубной страс­ти туриста ловить в объектив все, что попадется на пути.

[1]23
Оглавление