Хождение в страну 5 рек.

Олесь Бенюх и Даршан Сингх

ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ У СИКХОВ БОРОДЫ

 

Это произошло в 1469 году. Скромного представителя сельской власти в Талванди вблизи Лахора (сейчас это место называется Нанак на Сагиб) судьба благословила сыном, которого назвали Нанак. Мальчику суждено было стать родоначальником новой веры — сикхизма, а в исто­рию он вошел под именем Гуру Нанак.

В течение восьми столетий на древней индийской зем­ле уживались индуизм и ислам, оказывая взаимное воздей­ствие друг на друга. Индуистов и мусульман многое объ­единяло — одежда, пища, обычаи, язык, музыка. Исключе­ние составляло, пожалуй, место молебствий. Вот здесь-то и проявилась роль Гуру Нанака, который «перекинул мост» от мечети к храму.. В результате своеобразного синтеза индуизма и ислама и возник сикхизм. Китами, на которых зиждется сикхизм, были «вера в единого бога, братство людей, отрицание каст и идолопоклонства». Гуру Нанак учил, что спасение — не в бегстве от жизни и не в самоис­тязании. Честная, порядочная жизнь среди себе подобных — вот удел человека.

Учение Нанака было подхвачено и распространено его последователями, его духовными воспреемниками.

Экономической основой быстро набирающего силы дви­жения сикхов было стремление крестьян Пенджаба к за­хвату помещичьих земель. Власть имущие жестоко подав­ляли и преследовали сикхов. В царствование короля Джа-хангира из династии Моголов, «справедливость» которого воспевалась в легендах, одного из гуру — Арджана — усадили на раскаленную сковороду, а сверху посыпали горя­чим песком, пока он не умер. Перед тем как принять мученический венец, гуру Арджан оставил своему сыну, шестому гуру, Харгобинду, завещание: «Благословляя дру­зей, не забывай про врагов». Так возникла новая традиция: на силу и насилие отвечать тем же.

Очередная попытка подавить движение сикхов была предпринята в правление императора Аурангзеба. Девя­тый гуру — Тега Бахадур был схвачен и поставлен перед выбором: жизнь или вера? Гуру предпочел последнее. Он был повешен в Дели на Чандни Чоук.

Его сын Гобинд Сингх, десятый гуру, решил реоргани­зовать содружество сикхов, чтобы спасти его от истребле­ния: «Когда слова бессильны, надо браться за меч».

В 1699 году, в первый день праздника Байсакхи, он крестил первых пять сикхов и основал воинственное брат­ство избранных — кхалсов. Сикхи стали воинами за веру. Именно с той поры пять «к» прочно вошли в жизнь сик­хов: кеш — нестриженые волосы и бороды, канга — гре­бень, кахч — солдатские брюки, кара — стальной браслет и кирпан — сабля. Эти внешние признаки нового братства стали вскоре символом сопротивления тирании и угнете­нию. Сикхи предпочитали потерять голову, но не волосы. В те героические времена отряды сикхов часто вступали в сражения с армиями Моголов, которые были несравненно сильнее их. После смерти гуру Гобинда Сингха для сикхов началась эпоха хождения по мукам. Их постоянно пресле­довали солдаты Моголов, персидские и афганские завоева­тели, их загоняли в пещеры и горы. За голову сикха пла­тили золотом.

«Некторное озеро» в Амритсаре пришло в запустение и было заполнено нечистотами. Но несгибаемое содружество сикхов не покорилось.

Рассказывают, что шах Надир Персидский, завоеватель Индии, спросил у губернатора Лахора, кто такие эти сикхи.

Губернатор ответил:

Кучка - факиров. Дважды в год они являются к своему водоему, а потом исчезают.

— А где они живут?—поинтересовался Надир-шах.

— В седлах коней.

[1]234
Оглавление