Хождение в страну 5 рек.

Олесь Бенюх и Даршан Сингх

ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ У СИКХОВ БОРОДЫ

В Амрит­саре есть улица, по которой индийцам было запрещено ходить во весь рост. По ней нужно было ползти на жи­воте!

И все же генерал Дайер не был удовлетворен. Он жаж­дал крови. Позже генерал заявил, что ему, к сожалению, не хватало боеприпасов. К тому же проход был слишком узок, и броневики остались без работы, сетовал ой. Ему хоте­лось, чтобы урок 13 апреля индийцы запомнили на вечные времена.

Генерала щедро наградили. Он получил поздравитель­ную телеграмму от палаты лордов. Ему заплатили 30 ты­сяч фунтов стерлингов. И вообще ему повезло: он умер своей смертью. Молодой пенджабец Удхам Сингх не успел настичь его на английской земле и отомстить за свой народ. Жизнью поплатился другой тиран, тогдашний-губернатор Пенджаба О'Двайер. Это он послал войска в Амритсар. Пенджабцы — добрый и великодушный народ, но они ни когда не прощали и не прощают убийц.

Как узнал мир о пенджабской трагедии? Пенджабцы говорили нам, что сообщение, посланное из Дели в Анг­лию, было перехвачено где-то в России, и молодая респуб­лика рабочих и крестьян рассказала потрясенному миру о чудовищном злодеянии.

Великий Ленин в 1921 году писал, что в Британской Индии «революция тем быстрее нарастает, чем значитель­нее становится в ней, с одной стороны, индустриальный и железнодорожный пролетариат, а с другой стороны, чем более зверским становится террор англичан, прибегающих все чаще и к массовым' убийствам (Амритсар) и к публич­ным поркам...»

Трагедия в Джалиалавала Багх вызвала возмущение всех патриотически настроенных индийцев. Великий поэт и общественный деятель Рабиндранат Тагор в знак протеста отказался от титула баронета. В письме вице-королю Челмофорду, полном боли и гнева, он писал:

«Безмерная жестокость, с которой расстреляли этих несчастных, не имеет себе равных в истории цивилизован­ных правительств, за исключением известных примеров из недавнего и далекого прошлого. Принимая во внимание эту жестокость по отношению к беззащитному, беспомощ­ному населению, проявленную силой, которая разработала самую совершенную и ужасающую систему истребления человеческих жизней, мы со всей ответственностью заяв­ляем, что подобная акция не может быть объяснена поли­тической необходимостью, ни тем более способна она най­ти моральное оправдание. Настал день, когда пожалован­ные знаки отличия жгут нас позором, усугубляя всеобщее унижение, и я отказываюсь от всех милостей, я хочу ос­таться со своим народом, который вследствие своей так называемой неполноценности обречен на существование, недостойное звания человека...»

Вряд ли когда-либо забудет народ Индии о событиях 13 апреля 1919 года. Мы были в Пенджабе, когда в Южно-Африканском Союзе произошла кровавая Шапервильская бойня. Индийцы, узнав об этом, сразу же вспомнили тех, кто погиб почти 50 лет назад. Заголовки многих местных газет гласили: «Джалиалавала повторилась в Южной Афри­ке». Расстрел в Амритсаре стал символом бесчеловечной, варварской расправы колонизаторов с безоружным наро­дом.

Мы молча стояли у стены. В душе затаилась боль. Вспо­мнили мы и о том, что в 1919 году английские интервенты топтали землю на севере юного социалистического государ­ства, совершая и там свои злодеяния. Пенджабцы в те дни были не одиноки в своей борьбе. Через недолгий срок ан­гличанам пришлось убраться из революционной России, а в конце концов они были вынуждены покинуть и Индию.

 

123[4]
Оглавление