Хождение в страну 5 рек.

Олесь Бенюх и Даршан Сингх

ОБЫКНОВЕННЫЕ ПЕНДЖАБЦЫ

Сингх, заместитель управляющего в городе Рат-лам, благодарит сардарани и сардара Сундар Сингха за счастье жениться на их бесценной дочери Даршан. Он бла­годарит также всех друзей и родственников за дружеские приветствия».

Пенджабец не чужд моде. Увидев, как одевается и на­водит красоту пенджабская женщина, вы немедленно заключите, что все заработки мужей и отцов уходят на туа­леты и косметику. И в самом деле, одежда и косметика производят изрядное опустошение в кошельке пенджабца. Всезнающая статистика говорит, что по крайней мере со­рок процентов всех косметических средств, производимых в Индии, потребляется пенджабцами. С такой же симпа­тией они относятся и к украшениям.

Пенджабец не сторонник умерщвления плоти и любит хорошо поесть. Важнейшую роль в своем рационе он отво­дит чистому гхи (растопите масло — и вы получите этот чудодейственный эликсир). Его девиз: «Сотни дядей не заменят одного отца, сотня лекарств не заменит гхи». В этом молочном продукте он видит панацею от всех болезней. Пройдитесь по пенджабскому городу — вы увидите объявле­ния, которые уверяют посетителей ресторанов: «Все блю­да — на чистом гхи». Даже растительное масло называют «растительным гхи». Но пенджабец ненавидит раститель­ное масло. Сельские жители находятся в лучшем положе­нии, ибо они получают гхи из первоисточника. В деревнях и городах многие держат буйволиц, и, естественно, изгото­вление гхи здесь не проблема. В городах во многих мага­зинах предлагают «гарантированное» чистое гхи. И все-таки пенджабцы опасаются, что к нему приложила руку химия, а это их не устраивает. Кроме того, по мнению покупате­лей, основу магазинного гхи составляет растительное мас­ло сомнительного качества. Одним словом, если пенджабец вдруг заболел, виновато гхи из магазина.

Следует признать, что пенджабец все-таки любит не только гхи. В его желудке хватает места всем молочным продуктам. И если он не любит чая, то по одной причине — чай возможный заменитель молока. Пенджабцы говорят, что этот напиток сжигает желудок. До недавнего времени чай и растительное масло в одинаковой степени вызывали презрение сельских жителей.

Пенджабец не мыслит жизни без кино, ресторанов, клу­бов и прочих развлечений. В подобных местах яблоку упасть негде.

Пенджабец-горожанин включает в программу отдыха кино и ресторан. Он предпочитает сентиментальные филь­мы, и индийские кинопромышленники идут ему навстречу. Для него все фильмы хороши, лишь бы было побольше пе­сен и танцев и счастливый конец, чтобы герой и героиня соединились навсегда, а негодяя постигла кара, чтобы блудный сын вернулся в дом, а родители прослезились и рас­кошелились.

Крестьянин посещает ближайший городок. Как и его городской соотечественник, он забывает на этот вечер о жене и хозяйстве. Зато вспомнит про бутылочку и только ночью вернется домой.

В Астрахани, говорят, есть или была улица, которая называется Индийской. В 1760 году на этой улице про­цветало около сотни лавок индийских купцов. Они торго­вали шелестящими шелками, веселыми ситцами, мягкой шерстью, блестящими жемчугами и ароматными маслами. Некоторые из купцов — Амардасс, Рамдасс, Алимчанд — были очень богаты. Более двухсот лет существовала индий­ская колония в Астрахани.

Индийские купцы вели оживленную торговлю с Буха­рой, Самаркандом и другими городами Средней Азии. В 20-х годах прошлого столетия в одной только Бухаре на­считывалось пятьдесят сикхов. Большинство купцов, чьи Предки первыми ступили на российскую землю, были вы­ходцами из страны Пяти Рек.

Приблизительно полтора столетия назад в Пенджаб, к могущественному правителю магарадже Ранджит Сингху, министерством иностранных дел России был направлен с письмом Ага Мехти Рафаилов. В письме этом содержа­лось предложение о развитии взаимовыгодной торговли. Это была вторая поездка русского путешественника в Ин­дию. Впервые он побывал там в 1808 году.

Оглавление